Türkiye'deki spor bahisleri ve online casino oyunları Mostbet bahis şirketi ile daha da kullanışlı ve karlı hale geldi. Şirketimiz, spor bahisleri, yüksek oranlar, çeşitli bonuslar ve promosyonlar, bedava bahisler, bedava çevirmeler ve hızlı para çekme işlemleri için geniş bir spor etkinliği yelpazesi sunmaktadır. Android ve iOS için kullanılabilen kullanışlı mobil uygulama sayesinde Mostbet ile online kalın.

​Арт-проект 73 улица | ​73 street art project

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО БЕЗ ГРАНИЦ

"Наивные истории Стояна Божкилова (Болгария)"

25/03/2014 – 20/04/2014 Музей наивного искусства

Партнеры события: Департамент культуры Москвы, Болгарский культурный институт в Москве

Елена Надеждина, искусствовед:

Выставки наивного искусства, с 1990-х неизменно пользующиеся успехом особенно у нас, где такого рода творчество долгое время находилось на полулегальном положении либо приравнивалось к доморощенной самодеятельности, сейчас обрели заслуженный статус и соответствующее ему местоположение. В Суздале, Пскове, Чебоксарах, Ульяновске имеются собрания работ наивных художников. В 1998 г. был открыт и первый в России Музей наивного искусства в Москве, на площадке которого с 25 марта по 20 апреля при поддержке Департамента культуры г. Москвы и Болгарского культурного института пройдет выставка болгарского художника Стояна Божкилова. Организатор выставки – галерея современного искусства «73 улица», впервые представила творчество болгарских художников в Москве в 2012 году, когда были открыты зрителям имена Милены Йоич, Георгия Атанасова, отца и сына Божкиловых.

Искусство примитива, наивное, как его именуют в последнее время, инситное искусство (от лат. in situ – на месте, т.е. присущее определенному локусу; этот термин чаще употребим в восточноевропейском регионе) – все это названия одного явления, имеющего отношение к творчеству художников-непрофессионалов. Любительство этих художников и есть главное достоинство, ими тщательно оберегаемое. Отсутствие профессиональной выучки дает свободу от правил, штампов, устоявшихся приоритетов. Художник-самоучка всегда может сослаться на отсутствие школы. Художник-наивист всегда предпочтет сказать: «я нигде не учился», даже если он получил навыки рисования от профессионала.

Неправильность, «шершавость» языка наивного художника, его «лепет» сопоставим с детским восприятием мира. Если вспомнить бабушку нашего русского примитива, Елену Андреевну Волкову, человека глубоко религиозного, то окажется, что у нее совершенно своя космогония и свой бестиарий, где есть место и пуделихе-моднице и льву с кротким взглядом. А кто-то рассказывает историю собственной жизни, с вплетением историй самых фантастических: где Есенин читает стихи в столярном цехе, а за окном происходит разгром Колчака; где Пушкин также из окна наблюдает за ходом Полтавской битвы (художник П.П. Леонов). И это еще одно общее свойство условно называемого наивного искусства – внеположенность времени. Сознание наивного художника мифологично, он творит собственный мир, неподвластный ходу времени, сосредоточенный на самом художнике, на близком его окружении, воспоминаниях детства, родном доме – in situ.

Интерес к примитиву как особому виду творчества со стороны художников-профессионалов остро проявился на рубеже XIX-XX веков. Именно тогда были открыты и предъявлены художественному миру такие феномены независимого во всех смыслах поведения, как Анри Руссо и Нико Пиросманашвили. Интересно, кстати, что московский Музей наивного искусства обосновался в здании, выстроенном как раз в это время – в стиле модерн. Когда-то здесь был дачный поселок, в одном из похожих домов находилась художественная мастерская И. Левитана. То есть место для музея по определению выбрано грамотно.

В художественной культуре болгар, равно как южных славян (сербов, хорватов, словенцев) наивное искусство еще в большей степени, чем в случае Руссо и Пиросмани было стилем поведения. Такой, к примеру, была знаменитая Хлебинская школа в Хорватии во главе с Иваном Генераличем. Поэтика южнославянского и болгарского примитива позволила с одной стороны сохранить независимость от искусства официального, и с другой – уцелеть от девальвации художественных ценностей после крушения т.н. системы социалистического лагеря. К составляющим этой поэтики в первую очередь относятся: обращение к своей национальной культуре с ее древними корнями; ритуальность, основанная на повторах и сопоставлениях, как магические заклинания; праздничность, заданная как «нарядной» гаммой цветов так и игровым, ироничным настроением.

Все это можно найти и в работах Стояна Божкилова, где жизнь главного героя рассказана, как всегда у наивных художников, неспешно и обстоятельно. Небольшое местечко с церковью, белеными домишками с красной черепичной крышей. Летом домики от окружающей пестроты тоже становятся розовыми, желтыми и голубыми. Зимой на белом от снега холсте россыпь маленьких фигур напоминает старых нидерландских художников, прежде всего Брейгеля Мужицкого. Здесь есть дворник и священник, книжник и торговец, нарядная дама, просто прохожий, человек с ружьем, возможно охотник. Малое разбросано вокруг большого, а большое – будь это холм, дом, корабль или огромное яблоко – занимает центральное место.

Стоян – сын известного наивного художника Кирила Божкилова, старший брат Стояна – резчик по дереву, тоже работает в жанре наивного искусства. Родом Божкиловы из небольшого курортного городка Сандански у подножия Пиринских гор на юго-западе Болгарии. Холмистая местность на картинах отца появляется и у сына. У Стояна каждая деталь подчинена общему ритму и подобна знаку-иературе, как будто эти сельские пейзажи составлены из картинок-букв типографом. Главные герои всегда больше остальных, словно заглавные буквы и как это было в древних сакральных изображениях – фресках, иконах.

Самый распространенный сюжет – взаимоотношения мужчины и женщины. Ужин вдвоем, танец, поцелуй, множество повторяемых, подобных ситуаций показывают, насколько важна эта тема для художника. Пышные формы слегка напоминают Ботеро, но у Стояна нет сюрреалистической тревожности колумбийского художника. Так, сцена в ресторане с танцующими парами выглядит как праздник музыки, искусства, застолья и любви. Лежащая обнаженная прекрасна своей незатейливой красотой, оттененной иронией: сопоставлением полосок матраса с горохом подушки, положением книги, формой сложенных под мордочкой лап кошки.

В картинах Стояна сопоставлены разные миры – мир старого «большого» искусства и уютный «малый» мир художника-любителя; вечная «большая» тема любви и страсти и «малые» бытовые хлопоты. Малое рядом с большим никогда не теряет своей значимости, тут важно все, каждая деталь – бокал вина, чайник в руке, лимоны на картине. Зритель тоже невольно включается в игру сопоставлений, собирая, словно бирюльки деталь за деталью, и каждая новая картина становится для нас продолжением старой, а мир художника все более близким и узнаваемым.

Выставка работ Стояна Божкилова была открыта до 20 апреля 2014 года.

Адрес: Союзный проспект, 15а, Музей наивного искусства.

Прокрутить вверх